Читабельность текста

Отправлено 28 мар. 2015 г., 23:21 пользователем Надежда Исакова   [ обновлено 28 мар. 2015 г., 23:35 ]
«Читабельность» – слово разговорное, но понятное каждому. К тому же намного более простое, чем его родственник из словаря – «удобочитаемость». А обозначают эти два понятия, по сути, одно и то же – способность текста помогать легкому восприятию информации. 

Читабельность текста - не менее важное его качество, чем уникальность
Читабельность текста
имеет важнейшее значение в SEO-оптимизации. Парадокс, но именно над ней чаще всего не удосуживаются поработать веб-мастера. Особенно если в попытке купить статьи по низким ценам приходят в магазины контента. И обнаруживают, что купленный текст представляет собою одну сплошную «портянку». Многие авторы, выкладывая материалы на продажу, не находят нужным даже делить их на абзацы. Что уж говорить о других, более тонких, приемах, помогающих повысить читабельность конкретной статьи…

Конечно, всё исправимо, и даже текстовую «портянку» можно раскромсать на маленькие кусочки и оформить более-менее прилично. Но лучше все-таки заботиться о форме статьи на берегу. И заказывать автору не просто интересный, но и доступный для зрительного восприятия текст. Перечислим, чем же определяется читабельность текста.

Деление на абзацы

Оно должно быть обязательно. Читать статью, размещенную одним большим куском, посетителю сайта так же сложно, как марафонцу – пробежать дистанцию и ни разу не глотнуть водички. Выделяя в тексте абзацы, автор дает читателю возможность перевести дыхание, обдумать только что прочитанное и с новыми силами продолжить. Чтобы оформить и развить мысль, заключив ее в абзац, обычно достаточно пяти-семи предложений. 

Кегль

Оптимальным для Сети считается кегль от 10 до 12 пунктов. Если брать в расчет читабельность, предпочтительнее все-таки 12-й, особенно если учесть, что на вашу площадку будут приходить люди с ослабленным зрением или пожилые пользователи. Не улыбайтесь насчет последних – наши мамы, папы и даже бабушки сегодня становятся не менее активными юзерами, чем мы сами.

Шрифт

Давно подмечено: наиболее легкие для восприятия шрифты максимально просты и лишены любой декоративности. В идеале на них не должно быть даже засечек, то есть маленьких штрихов на концах букв. Именно поэтому бывалые дизайнеры советуют улучшать читабельность текста, используя «Тахому», «Вердану» и «Ариал». Но не рекомендуют старый добрый «Таймс Нью Роман» или «Джорджию». Кстати, шрифты с насечками – пожалуй, единственное, от чего я сама не готова отказаться при оформлении текста. Ну нравятся они мне – и всё тут…

Читабельность текста можно улучшить, хотя для дилетанта это долгая и кропотливая работа
Постоянство в использовании шрифта

Все текстовые материалы на сайте желательно оформлять одним, максимум двумя шрифтами. И тем более не делать сборной солянки из шрифтов в одной публикации.

Выделение важной информации

На бумаге это может быть подчеркивание или курсив, но при оформлении интернет-страниц разумнее использовать жирное или полужирное выделение. «Подчеркнутый» эффект не подойдет, так как читатели невольно будут принимать выделенные слова за якоря ссылок. А курсив будет выглядеть «слепым».  

Фон

В идеале он должен быть белым. Ничего скучного, банального в этом правиле нет. Просто черные буквы на белом фоне воспринимаются лучше, чем любые другие варианты. В качестве эксперимента на читабельность возьмите какой-нибудь абзац, скопируйте его на странице Word несколько раз, поместите на подложки разных цветов и сравните эффект. Убедитесь сами: лучше контраста черного и белого ничего не придумано и вряд ли будет придумано.

Равнение налево!

Раз говорили о портянках, почему бы и армейские команды не вспомнить. Когда мы думаем о выравнивании текста, зычное «нале-во!» - лучшее, что можно посоветовать. Ведь почти все человечество, за исключением некоторых народностей, читает тексты слева направо. Рваные, невыровненные концы строк, как ни странно, улучшают восприятие. А вот у статей, подогнанных по ширине или центрованных, читабельность текста хромает.

Долой верхний регистр!

Слова, набранные прописными буквами, - это не просто некрасиво, но и невежливо, если говорить об интернет-этике. Как будто вы не обращаетесь к вашему читателю спокойно, а кричите на него.

Многие владельцы сайтов закрывают глаза на читабельность тексты и допускают большую ошибку
Небольшие предложения

Сегодня всё чаще говорят о так называемом «правиле Твиттера». По этому негласному правилу длина предложения, не портящего читабельность, должна составлять не более 130 знаков без пробела. От слишком длинных фраз читатель устает так же, как от больших абзацев.

Я перечислила лишь основные способы улучшения читабельности. Но даже их будет достаточно, чтобы тексты для сайта стали более человечными. В моих возможностях - не только написание легких для восприятия текстов, но и исправление некачественных. Обращайтесь!